Участие родственников в возвращении сознания
С пациентом нужно разговаривать, спокойно, как бы вы стали разговаривать с грудным ребенком. Мы не ждем ответа от малыша, но обращаемся к нему, комментируем свои действия, рассказываем о домашней жизни. При этом помните, что пациент может понять ваши слова и даже запомнить. Сдерживайте эмоции, не срывайтесь в присутствии пациента, не повышайте голос, и уж тем более не говорите: «Сколько ж ты будешь мучиться? Хоть бы Господь освободил». Случается, что выйдя из комы, пациент вспоминает только эти необдуманные слова.
Имеет смысл включить пациенту домашнее видео, на котором запечатлены действительно дорогими его сердцу люди, значимые события, радостные моменты. Можно принести аудиозаписи любимой музыки и наушники, включая их ненадолго. По договоренности с медицинским персоналом (если это не повредит другим пациентам) принести приготовленную домашнюю еду, которую пациент любил до заболевания. Кормить человека в коме нельзя, но запах и вкус (капля любимого блюда на язык) могут помочь разбудить сознание.
К пациенту надо прикасаться. Самый древний язык - это язык прикосновений, передавайте свои спокойствие, уверенность, любовь. Вы можете гладить, протирать кожу, смазывать ее увлажняющими средствами с целью профилактики пролежней, под присмотром медицинского персонала поворачивать то на один, то на другой бок. Конечно, для участия в уходе за больным надо иметь некоторый навык. Медицинские сестры и младшие медицинские сестры умеют ухаживать и, возможно, сделают это лучше вас, но именно участие в уходе близкого человека стимулирует выход из комы.

Правила поведения в реанимации
Помните, что у вас и медицинского персонала одна и та же цель: выходить пациента. Тяжесть состояния определяет тактику общения и саму его возможность. В реанимационном зале находятся и другие пациенты, помешать которым вы не имеете права. Поэтому по первому слову специалиста следует покинуть реанимационный зал.
Вы не сможете проверить качество работы медицинского персонала, так как знаний на это у вас, скорее всего, не хватит. Например, родственница одного пожилого мужчины, увидев, как медсестры выполняют поколачивания по спине (этот массажный прием осуществляется с целью профилактики застойной пневмонии), написала жалобу на то, что они бьют ее супруга. Иногда руки пациента, находящегося в состоянии психомоторного возбуждения, фиксируют, что пугает посетителей. Пациент лежит раздетым, так как это облегчает уход и проведение реанимационных мероприятий. Подключено множество аппаратов, прикасаться к которым нельзя. Об этом и многом другом следует узнать заранее, чтобы смягчить психоэмоциональное воздействие обстановки отделения реанимации.
Как подготовиться к посещению реанимации?
- Посетитель должен быть здоров, не иметь инфекционных заболеваний и бактерионосительства. Даже если вы являетесь самым близким пациенту человеком, рисковать заражением его или других пациентов никто не имеет права
- Следует представлять себе, какие картины ждут Вас в реанимации, чтобы не пугаться самой и не пугать своего близкого
- Возьмите с собой удобную одежду и сменную обувь, бахилы не обеспечивают достаточной чистоты, особенно в осенне-весенний период
- Выбирая человека, который будет посещать реанимационного больного, желательно ориентироваться на степень эмоциональной привязанности пациента к нему, а также тип высшей нервной деятельности: предпочтение должно отдаваться наиболее спокойным, оптимистичным и не очень впечатлительным людям

Тактика безопасности
Бездеятельное присутствие рядом с тяжело больным человеком скажется на Вашем психоэмоциональном фоне хуже, чем полезная деятельность под контролем медицинского персонала. Беспомощное наблюдение угнетает, вызывает чувство страха или безысходности. Значительно полезнее принять участие в уходе или выполнении мелких работ, научиться перестилать постель, сменить памперс, усадить пациента, если это разрешено.
Перед тем, как выполнить то или иное действие, всякий раз нужно спрашивать разрешения у врача или медицинской сестры. Ситуация в реанимации меняется с каждой минутой и то, что было полезно час назад, в эту минуту может причинить вред, равно как и запрещенное вчера сегодня может быть на пользу пациента.
Важно!
- Подготовиться к посещению отделения реанимации: исключить инфекционные заболевания и бактерионосительство, взять с собой сменную одежду и обувь, заранее сформулировать вопросы к медицинскому персоналу, а потом записать их ответы
- Помнить о благе не только своего родственника, но и всех пациентов, находящихся в реанимационном зале
- Исключить негативное эмоциональное воздействие на больного: плач, упреки, громкий голос, жалобы. Следует беречь нервы и силы и медицинского персонала. Помните, именно им доверена жизнь вашего близкого на ближайшие сутки. Усталая, находящаяся в состоянии стресса, голодная смена менее эффективна в работе
- Строго выполнять рекомендации медицинского персонала, все они идут на пользу пациентам
- Следует принимать посильное участие в уходе за пациентом, так как это стимулирует его к выздоровлению и положительно влияет на вас
- Принесите эмоционально значимые, но допустимые с точки зрения санитарно-противоэпидемического режима любимые предметы, аудио и видеозаписи, приведите значимых для пациента людей, так как это способствует возвращению сознания
- Отдыхайте после посещения реанимации, высыпайтесь, гуляйте, получайте положительные эмоции; пациенту вы нужны здоровыми
- Постарайтесь быть членом реанимационной команды, совместные усилия которой приведут к возвращению пациента к жизни
Здоровья вам, долгой и качественной жизни!